Копія емейл розсилки самвидаву “Батенька, да вьі трансформер”. У них нема на сайті цієї статті, а поділитися хочу. Тому просто копіюю.


Кто пытается остановить геноцид овощей?

Об этом не очень много говорят, но каждый день на земле тихо, тайно, вдали от миллионных глаз социальных сетей и медиа происходит хладнокровный геноцид. И речь сейчас идёт не о религиозных чистках, военных столкновениях и затяжных международных конфликтах, а об овощах и фруктах. Ежедневно люди уничтожают и выбрасывают 1/3 выращенных и произведённых продуктов; почти половина овощей и фруктов (45 %) с ферм отправляются прямиком на свалку или корм животным. Причина? Они не очень классно выглядят.

Сплющенные помидоры, бочковатые, вывернутые, скрюченные кабачки, морковь с несколькими ножками, слишком короткие или слишком длинные бананы, пупырчатые груши, уродливый картофель, мутант-лучок — всё это вы едва ли встретите на прилавках супермаркетов. Да и вообще, едва ли вам часто приходится задумываться о том, что на самом деле овощи и фрукты выглядят совсем или не только так, как вы привыкли думать. Медиа, компании и продуктовые сети используют идеализированные и часто искусственно подкрашенные, улучшенные и натёртые воском продукты в своих рекламных роликах и материалах. И вот уже в мире овощей и фруктов откуда-то появляются термины «красивый» и «уродливый», которые не имеют никакого отношения к их вкусовым или полезным качествам.

Но, конечно же, на свете есть люди, которые пытаются с этим что-нибудь сделать.

Алкогольная и wellness-индустрии начинают всё чаще использовать некрасивые овощи и фрукты для создания различных напитков: газировки, соков и даже коктейлей из переработанных пищевых отходов. Согласно данным проекта Trend Hunter, потребители всё больше озабочены тоннами уничтоженных продуктов и всё чаще предпочитают компании, которые находят овощам и фруктам достойное применение. Правда, тут тоже есть фокус: чтобы захватить новую аудиторию и убедить её покупать что-то, сделанное из безобразных на вид плодов, этим компаниям приходится придумывать максимально красивую и современную упаковку.

Ультрамодный нью-йорский растительный ресторан XYST с подачи его шеф-повара Мэтью Кенней пригласил бартендера Меган Дорман, чтобы создать новую линейку напитков на основе кухонных отходов, которые обычно отправляются на помойку. Коктейль Reverse Monarch делается из джина и вермута и мацерированной настойки из смеси обрезков шкурки огурца, соли, перца, веганского тростникового сахара с добавлением яблочного и белого уксуса. Для приготовления коктейля The Vineyard Sun повторно используются чайные пакетики, а в Crimson Spritz идёт сок некрасивых фруктов.

Создатели британской газированной воды Dash Water работали в агрокомплексе и своими глазами видели, как фермеры вынуждены уничтожать и выбрасывать почти половину своего урожая. Они решили исправить ситуацию, и поэтому свои напитки делают из чистой британской родниковой воды и фруктов, которые они называют wonky — «кривоватый»: «Этим кривым, сдавленным, изогнутым, узловатым и деформированным фруктам остальные говорят „нет“. Мы же, принимая эти отбросы, помогаем снизить количество пищевых отходов. Мы в Dash судим ингредиенты по вкусу, а не по внешнему виду. Поэтому делаем вкусные напитки и вносим свою небольшую лепту, чтобы обратить внимание людей на большую проблему», — говорится на сайте напитка. Таким образом они спасли уже 547 тысяч килограмм продуктов. Что ещё есть на рынке? Сидр в роскошных бутылках, на которых написано, что он сделан из «ugly apples»; напиток WTRMLN WTR + Strawberry из искривлённых, выцветших и неудавшихся арбузов. Есть джин Hyke Gin, сделанный из отбракованного крупной торговой сетью Tesco винограда с добавлением кориандра и ройбуша (так называют африканский кустарник — аспалатус линейный из семейства бобовых). Создатели напитка говорят, что он доступный, не вредит окружающей среде,имеет богатый сладкий цитрусовый оттенок во вкусе и хорошо пахнет.

Есть здесь место и новым стартапам технологических компаний. Американский Misfits Market предлагает оформить подписку и собрать коробку не только из «неформатных» овощей и фруктов, но и из трав, круп, хлопьев, шоколадок, чая и кофе, масла и закусок — всего, что так или иначе не подходит для крупных торговых сетей и не попадает на прилавки. А известная компания Imperfect Foods в мае подняла очередной раунд инвестиций, на этот раз — 72 миллиона долларов, которые позволят им расширить зоны доставки, разнообразить ассортимент и улучшить свои технологии.

Про бодипозитив в мире овощей мы в самиздате «Батенька, да вы трансформер» тоже много думаем и даже собирались снимать про это документальное кино, но пока руки не дошли. Поэтому я подумал, что мы можем поделиться выдержками. 

В фильме предполагалось использовать разные типы визуального языка: документальные кадры, наблюдения, постановочный POV (point-of-view) от лица овоща; используется инфографика, анимированные титры. Исследуем и проживаем путь «некрасивого» овоща от появления на овощебазе до попадания в руки волонтёров. Мы начинаем с демонстрации съёмок рекламы еды (зачастую фейковой), а потом переносимся на овощебазу, рассказывая «историю жизни» некрасивой морковки. Неликвидный овощ проходит несколько итераций: ферма ― овощебаза ― прилавок магазина — мусорка — фриганство, а параллельно фудшеринг-активисты и предприниматели, занимающиеся перекупкой уродливых продуктов, рассказывают почему овощной «бодипозитив» необходим.

Выдержки из сценария документального фильма про овощной бодипозитив, который так и не был снят.

Утро. Ферма
Видим мир глазами овоща и лицо фермера, который пристально рассматривает овощ. Он не очень доволен. Далее наблюдаем оценку урожая, сортировку, отсеивание уродцев. Фермер объясняет критерии, по которым ему приходится отсеивать неугодных. Смотрим на утилизацию и как фермерский скот ест неудавшиеся овощи.

День. Овощебаза
Рука сотрудника овощебазы тянется «к нам». Тонны фруктов и овощей, сотни сотрудников, огромные ящики и теплицы. Среди горы различных продуктов мы снимаем уродливые овощи, их утилизацию и пересортировку. Сотрудник овощебазы показывает, по каким критериям они отбирают овощи, какая часть из «уродцев» попадает в магазин, а какая — нет.

День. Улица
Мы видим кадры рекламы McDonalds и продуктового магазина Billa на улице: с больших плакатов на нас смотрят эстетизированные, свежие овощи и фрукты.

День. Фото-студия
На мониторе известного фотографа мы видим румяные блестящие яблоки в старинной корзинке рядом с крупными аппетитными апельсинами. Красивые бургеры и разливающиеся напитки производят ощущение изобилия. Далее идут кадры самой съёмки такой рекламы, и оказывается, что половина продуктов из кадра — пластмассовый фейк, а сами фотографы-постановщики добавляют в пиво пену для бритья, подкладывают под булочки бургера пластинки и покрывают их лаком для волос, а овощи и фрукты, в свою очередь, намазывают воском или парафином. Мы понимаем, что рекламная индустрия устроена примерно одинаково как в рамках модельного бизнеса, так и при продаже еды.

День. Модная фермерская лавка
Редкое заведение, специально скупающее некрасивые овощи и фрукты. Однако сам антураж магазина достаточно «буржуазен», а заходящая публика — представители, скорее, high middle class — могут себе позволить такие вещи. Даём первым кадром POV от лица овоща (кладём камеру на прилавок). Далее мы — уже классической камерой — наблюдаем за людьми: как они выбирают те или иные овощи и фрукты, от чего отказываются. Акцентируем внимание на деталях, снимаем движения рук и выражения лиц покупателей. Мы обнаруживаем, что изредка попадающиеся двойные яблоки и пятнистые помидоры редко оказываются в корзине.

Вечер. Квартира
POV из холодильника. Человек открывает дверцу и берёт в руки несколько морковок, среди них и наша (на самом деле это камера). Он критично осматривает все морковки, выбирает несколько, а нашу выбрасывает. 

Ночь. Помойка продуктового магазина
Двое молодых людей, опытных фриганов, роются в мусорном контейнере. После небольшого конфликта с охранником магазина они выходят из двора с помойкой с ящиком свежих фруктов и овощей. Ребята отправляются к себе домой и делают ужин из спасённых продуктов. На протяжении всей съёмки фриганы рассказывают, почему на самом деле уродливые овощи и фрукты ничем не отличаются от нормальных и почему нет никакого смысла бояться некрасивой морковки.

Конец фильма.

Расскажите про ваш опыт с некрасивыми продуктами и что вы вообще думаете о том, как люди расходуют собственный урожай.


В супермаркетах, зазвичай і справді всі овочі красиві та однакові. Навіть на базарі домашні овочі-фрукти виглядають доволі однаково і красиво. Єдиний супермаркет, у якому можна побачити некрасиві овочі-фрукти це – “Рукавичка”. Мені завжди боляче бачити ті всі підгнилі потовчені банани, зів’ялі овочі. Так і тягнеться рука їх врятувати. Але усвідомлюю, що все-одно не буду їх їсти. Тим не менше, це – хороше нагадування про те, скільки продуктів щодня викидається. Хоча, тут викидаються тільки ті продукти, яким вдалося потрапити на склад супермаркету. А ще, крім тих, що зіпсулися і яких забракували “при народженні”, є ті, які потовклися по дорозі до супермаркету. Їх теж немала кількість (статистику не знаю, але це мої логічні здогади).

Страшно подумати, що десь люди щодня помирають з голоду, а тут тоннами викидають овочі тільки тому, що вони “некрасиві”. Але не тільки в Африці люди не доїдають – читала, що весною під час локдауну навіть в Москві люди голодали і готові були іти прибирати чи ще якусь дрібну фізичну роботу робити. Більше того, подумайте – скільки природних ресурсів іде на вирощування цих всіх овочів! Скільки лісів вирубують, ґрунтів і вод забруднюють пестицидами і гербіцидами! Ця проблема і справді масштабна, але про неї кліматичні активісти на чолі з Ґретою мовчать..

6 thoughts on “Хто намагається зупинити геноцид овочів?

  1. Одна з останніх книг, яку я прочитав, називалася “Нація овочів?”, і я спершу подумав, що ця туди ж, але ні)
    А чому в них на сайті немає цієї статті?

      1. Ця книга про інформаційну екологію. Про те, що нині є чимало суб’єктів, які наповнюють інформаційне поле надміром сміття, споживаючи яке пересічні люди втрачають здатність відрізняти правду від брехні і мислити раціонально, перетворюючись на “овочів”, яким можна накинути будь-яку потрібну думку, наприклад, під час президентських виборів.

        1. Як цікаво! То електронна книжка чи може раптом є друкована у нас? Якою мовою?

  2. This is hilarious. I haven’t read the whole thing, so I’m not sure you get into this — there are a lot of vegetables wasted in the meat industry also. A significant portion of agriculture is devoted to raising crops to feed animals for human consumption, rather than to feed humans directly. I don’t recall exact sources and figures, but if you’re interested in this topic of food waste you should look into that also.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *